Вспышка — это просто!
Вспышка — это просто!
Изобретение импульсной лампы в далекие 30-е годы прошлого столетия определило новые возможности для фотографов, а следовательно, и для фотографии в целом. Практически все современные фотоаппараты имеют или встроенную вспышку, или разъем для подключения и установки внешней (накамерной) импульсной системы (исключение составляет ряд профессиональных камер крупного и среднего формата, имеющих только гнездо синхроконтакта). Еще лет 20 назад о массовости подобной системы можно было лишь мечтать. Сейчас же для многих фотолюбителей большим откровением, наоборот, является отсутствие вспышки в фотоаппарате. И тем не менее, часто возникает непраздный вопрос: как правильно использовать вспышку, а точнее согласовать работу камеры и вспышки, и как получать изображения удовлетворительного качества в любых условиях съемки? В этом номере мы познакомим вас с некоторыми особенностями работы современных фотовспышек, а в весеннем выпуске журнала продолжим разговор на эту интересную тему. Импульсные осветительные приборы можно условно разделить на три группы. Первая — студийная вспышка. Это целая система импульсного студийного оборудования, в основном предназначенного для работы в фотостудиях. Вторая — вспышка, которая устанавливается непосредственно на камеру или с помощью специального кронштейна сбоку (сверху) корпуса фотоаппарата. И наконец, третья — просто встроенная вспышка, которой оборудованы все любительские камеры. О второй и третьей группах и пойдет речь в нашей статье. Встроенная в фотокамеру вспышка — удобный источник дополнительного освещения. Применение ее при недостаточном и дневном освещении делает камеру достаточно универсальным и совершенным механизмом. Идеальный вариант, когда все устройства располагаются в едином корпусе, но… Сила светового потока встроенной вспышки ограничена (ведущее число редко превышает 15). Поскольку она единственный источник света при низкой освещенности, ею приходится пользоваться только если объект достаточно близок к фотокамере. Встроенная вспышка почти всегда направлена прямо на объект, из-за чего на фотоснимке получается резкое, плоское, неинтересное, а порою и неприятное освещение. Ну и последний недостаток: вспышка и объектив расположены очень близко друг к другу, что приводит к появлению на фотографиях так называемого «эффекта красных глаз». С другой стороны, встроенная вспышка — хорошее подспорье фотографу-любителю, позволяющее в ряде случаев (особенно в условиях темноты) добиться удовлетворительного освещения объекта. Кроме того, камера остается мобильной, что немаловажно при оперативной съемке.
Canon A520, режим auto, 1/60, F3,2, ISO 400. Типичная работа автоматики со вспышкой в компактной цифровой камере. Очевидно, что при таких условиях освещения (вечер) пользоваться автоматическим режимом нецелесообразно.
Зеркальная камера Canon EOS 20D, режим auto, 1/60, F2,8, ISO 400, накамерная профессиональная вспышка Speedlite 550 EX. Изображение практически не отличается от изображения, сделанного компактной камерой.
Canon EOS 20D, режим P, 1/60, F2,8, ISO 800, накамерная профессиональная вспышка Speedlite 550 EX. Коррекция экспозиции +1 2/3 EV (выдержка 1/20), коррекция вспышки +1 EV.
Накамерные (внешние) вспышки имеют намного больше возможностей для успешной работы фотографа. Такие «блицы» в несколько раз мощнее встроенных (ведущие числа — 40–50 и более), имеют поворотные и отклоняемые блоки (головки), а ось светового потока располагается на приличном расстоянии от оптической оси объектива. Наиболее «продвинутые» вспышки — это сложнейшие электронные устройства, широко применяемые в самых разных ситуациях. Системы автоматики современных фотовспышек во многих случаях позволяют не задумываться над вопросами правильного экспонирования. Они умеют изменять длительность импульса, дозировать накопленную на конденсаторе энергию, менять угол светового потока, подстраиваясь под фокусное расстояние объектива, оценивать количество света по предвспышке, измерять дистанцию до объекта даже в темноте и т.д. Но чтобы их правильно использовать, необходимо овладеть определенными навыками и знаниями. Обзоры накамерных вспышек можно прочитать в предыдущих номерах нашего журнала, где описаны их функции и характеристики. Мы же поговорим о том, как с ними работать.
ТТL-ЗАМЕР И СОГЛАСОВАННОСТЬ РАБОТЫ Первые внешние вспышки преобразовывали всю запасенную на конденсаторе энергию в световой импульс. Для каждого сюжета рассчитывалась диафрагма, что сильно снижало оперативность при фотосъемке. С появлением электронных технологий на вспышках стали реализовываться автоматические режимы. Обладая внешним приемником света (датчиком), такие вспышки сами прерывали разряд в лампе и тем самым обеспечивали правильную экспозицию без изменения диафрагмы при изменении расстояния до объекта. Недостатки таких вспышек (погрешности при съемке объективами с разными фокусными расстояниями, использование фильтров и пр.) устраняются конструкцией, при которой приемник света располагается за объективом. Эта система называется TTL-замером. Дальнейшее ее усовершенствование позволило компаниям оснастить свои камеры и вспышки высокоточными согласованными системами. При нажатии на спусковую кнопку затвора срабатывает предвспышка, после чего система многозонного замера оценивает отраженный от объектов свет, учитывая расстояние до главного объекта и естественное освещение. Процессор камеры рассчитывает необходимую энергию импульса и уже после этого происходит основная вспышка. Наилучшая согласованность достигается в ситуации, когда камера и вспышка принадлежат одной системе, так сказать, одному бренду (исключение составляют несколько независимых производителей накамерных вспышек).
РЕЖИМ АВТОМАТИЧЕСКОЙ СЪЕМКИ
Canon EOS 20D, режим «P», 1/60, F5,6, ISO 400, накамерная вспышка Speedlite 550 EX. Основным источником света является вспышка, световой поток которой направлен по оси объектива. Лицо девушки освещено плоским и контрастным светом от вспышки.
Практически во всех современных камерах есть автоматический режим съемки — Auto. Вспышка в «автомате» работает по определенному алгоритму, заложенному в программе камеры. Вмешаться в работу автоматики (вспышки и камеры) нет возможности, поэтому многое зависит от того, в каких условиях освещения будет проходить съемка. При покупке камеры надо учитывать, что недорогие фотоаппараты имеют простую автоматику, и во многих случаях работа вспышки в авторежиме не помогает фотографу получить приемлемый результат. «Продвинутые» камеры с многозонными экспозамерами, расширенным диапазоном выдержек затвора и светосильной оптикой обеспечивают удовлетворительное качество изображения в сложных условиях освещения. И все же идеала, скорее всего, достигнуть не удастся, а использовать диафрагму и выдержку как выразительные средства просто невозможно.
Фирмы-производители уверяют, что нет ничего проще: включил автоматический режим, и оптимальное качество гарантировано! (Подобный рекламный текст вы найдете в инструкции к любой фотокамере). К сожалению, это справедливо лишь для определенных условий освещения. Когда сюжеты снимаются с большим перепадом яркостей, против света (например, человек на фоне окна), в сумерках, в ночном городе и т.д., начинаются проблемы. Рассмотрим некоторые ситуации.
При съемке в относительно больших помещениях, в темных комнатах (темные стены, пол и потолок), в сумерках или ночью необходимо учитывать следующие особенности работы фотокамеры. Не важно, какой объект вы снимаете, при использовании режима Auto изображение будет выглядеть контрастным, с резким переходом от света к теням и чаще всего недоэкспонированным. (Отметим, что речь не идет о съемке сюжетов, в которых объект занимает всю площадь кадра). Например, прощаясь с друзьями поздним вечером и делая снимок любительской камерой, вы, скорее всего, узнаете на фотографии всех, кого сфотографировали, а вот где это было сделано, вам подскажет только ваша память. В авторежиме вспышка сама активируется, камера устанавливает максимальную чувствительность для матрицы, и небольшое расстояние до объекта (2–3 метра) обеспечивает необходимое освещение. Остальное пространство на фотографии будет заполнено черным цветом.
Так как нет возможности корректировать экспозицию, исправить что-либо в этих случаях практически нельзя. Это касается и зеркальных камер, в которых помимо встроенной вспышки есть возможность использовать более мощную накамерную. Результат будет один: на переднем плане «резко» освещенный объект и практически черное пространство. А все что вы видели в реальном времени своими глазами, куда-то исчезло. Винить можно кого угодно, но проблема в том, что автоматический режим хорош только тогда, когда созданы особые условия съемки, например должным образом подсвечен задний план. Когда Auto используется в небольших комнатах, то лучше, если там будут достаточно светлые стены и невысокие потолки (примерно 3 метра).
Можно дать следующий совет: оставьте auto на крайний случай и снимайте в других режимах. Это касается как простых и недорогих камер, так и серьезной зеркальной фототехники.
Canon EOS 20D, режим «P», 1/60, F5,6, ISO 400, накамерная вспышка Speedlite 550 EX. Поворотный блок вспышки направлен в потолок. Рассеянный свет от потолка понижает контраст. Такое освещение вполне подходит для данного сюжета.
В отличие от кадра расположенного выше, поворотный блок вспышки направлен в белую стену, которая расположена на небольшом расстоянии от объекта. При таком свете необходимо следить за тем, чтобы расстояние до противоположной и задней стен не было большим.
ПРОГРАММНАЯ АВТОЭКСПОЗИЦИЯ Почти на всех современных фотоаппаратах, позволяющих установить внешнюю вспышку, реализован еще один автоматический режим съемки — «Программная автоэкспозиция» (P). В отличие от вышеописанного режима auto, фотограф получает возможность ручной коррекции установленных камерой параметров и ввод необходимых установок. Это обеспечивает гибкое управление камерой и вспышкой при условии, что фотограф имеет соответствующие навыки и знания.
Canon EOS 10D, режим «Приоритет диафрагмы», 1/200, F5,6, ISO 200.
Работая в «Программе» при очень слабом освещении, нужно повысить чувствительность матрицы, увеличить выдержку (ввести экспокоррекцию) и при необходимости «искусственно» добавить энергию импульса. Затем следует найти такую точку съемки, при которой в кадр попадут небольшие светящиеся или просто очень светлые объекты. Выполнив эти операции, в большинстве случаев вы гарантируете себе получение удовлетворительного результата. (Конечно, могут возникнуть ситуации, когда увеличение выдержки нежелательно или чувствительность не допускает повышения. Надо понимать, что наши советы имеют отношение лишь к стандартным ситуациям.) Хорошо, когда есть подсвеченные мосты или большие здания на заднем плане: это поможет получить технически грамотный кадр. Необходимо следить за тем, чтобы выдержка не стала длиннее той, при которой изображение сильно смазывается. Иначе говоря, если камера в программном режиме устанавливает выдержку 1/30 с, то экспокоррекцию больше +1 EV вводить не рекомендуется. При отсутствии штатива (монопода) лучше не делать выдержку длиннее 1/15 с. (Если нет функции стабилизации изображения, нужно учитывать еще и правила работы с длиннофокусными объективами). И последнее: повышая чувствительность матрицы, следует помнить о возрастании шумов, портящих изображение.
Во время съемки со вспышкой в больших помещениях: ресторанах, конференц-залах, спортивно-развлекательных комплексах, цирке и т.д. — необходимо помнить следующее. Наш глаз способен адаптироваться к любому освещению — мы можем спокойно читать, писать, да и вообще комфортно себя чувствовать даже при слабом свете. Для фотосъемки же такого освещения часто недостаточно, особенно если в вашем распоряжении не светосильная оптика. Выход один: правильно использовать комбинированный свет, т.е. общее местное освещение и фотовспышку. В таких случаях одной из проблем станет несоответствие цветовой температуры источников света: фотовспышки и местных ламп. Если на фотоаппарате есть возможность получать RAW-файлы, то при обработке изображений часть проблемы успешно решается. Опять же важно, насколько сильный разброс по цветовой температуре возникает у источников света. Если снимаются JPEG-файлы, трудностей будет несколько больше.
Посоветовать здесь можно следующее: отстроить баланс цветовой температуры на цифровой камере по белому листу бумаги или серой карте. Влиять на цветопередачу будут не только активные источники света, но и всевозможные отражающие поверхности. Чем-то придется пренебречь, чтобы выделить для себя главное. Если в кадре присутствуют люди, то нужно следить за передачей телесных оттенков и при необходимости делать коррекцию цветовой температуры, учитывая особенности вашей камеры.
АВТОЭКСПОЗИЦИЯ С ПРИОРИТЕТОМ ДИАФРАГМЫ
Canon EOS 10D, ручной режим, 1/200, F8,0, ISO 100, накамерная профессиональная вспышка Speedlite 550 EX, коррекция вспышки +1 EV. За счет изменения экспопараметров получили более красивый задний план. Девочку можно было подсветить сильнее, и разумнее было сделать еще дубль с коррекцией вспышки +1 2/3 EV.
Для более полного контроля над экспозицией на фотоаппаратах реализованы автоматические режимы с приоритетом выдержки и диафрагмы. В этих режимах один из параметров задается вручную, другой — определяется камерой автоматически. Например, в режиме «A» диафрагму устанавливает фотограф, а выдержку рассчитывает программа камеры. Интересен этот режим и тем, что предоставляет возможность работать со вспышкой во всем диапазоне выдержек, которые длиннее выдержки синхронизации. (О высокоскоростной синхронизации мы пока не говорим). Напомним, что выдержкой синхронизации называется самая короткая выдержка, при которой затвор открывается полностью. В зависимости от модели фотоаппарата выдержка син?хронизации может варьироваться от 1/500 до 1/30 с.
В большинстве случаев вспышка является основным источником света. С другой стороны, в условиях, когда света достаточно для съемки и без вспышки, правильное использование «блица» поможет фотографу сделать фотографию, более совершенную технически. Световое решение снимка на улице часто зависит от характера эффекта освещения и меняется в зависимости от времени съемки: утра, полдня, вечера (сумерки) или ночи. Например, когда солнце только начинает опу?скаться за горизонт, при ясном небе возникает большой перепад яркостей на местности. В этом случае установка правильной экспозиции и грамотное использование импульсного источника освещения требует от фотографа определенных навыков.
Условимся, что фотоаппарат установлен в режиме «Приоритет диафрагмы». Допустим, примерно половину кадра занимает небо, остальное — трава, асфальт, песок, деревья и т.д. Скорее всего автоматика камеры даст недодержку. Если на переднем плане будут находиться люди, то они окажутся в тени. Более того, определенные поверхности, например песок, глянцевая мостовая, светлый асфальт, могут сыграть с фотографом злую шутку. За счет отражающих поверхностей, контраст несколько уменьшится, и общая тональность кадра окажется светлее. Камера отработает экспозицию с еще большей недодержкой, и лица станут темнее. Придется вводить экспокоррекцию (минимум +2 EV). В результате объекты на переднем плане будут проэкспонированы правильно, но всю свою выразительность кадр потеряет.
Накамерная вспышка поможет исправить ситуацию. Исходя из предыдущих условий, понятно, что местная экспозиция (экспозиция общего плана) рассчитывается из условий, что главное в кадре — достаточно яркий небосвод. В режиме приоритета диафрагмы следует определить экспозицию без вспышки. Затем пересчитать диафрагму, учитывая выдержку синхронизации камеры. После этого перейти в ручной режим, задать выдержку, которая соответствует выдержке синхронизации, установить пересчитанную диафрагму, включить вспышку и увеличить энергию импульса на вспышки минимум на 1 EV. Лучше сделать несколько дублей с разной коррекцией импульса, например +1; +1,5 и +2 EV. Сразу отметим: если у вас не светосильная оптика (скажем, с относительным отверстием F/5,6), то необходимо будет уменьшить чувствительность матрицы, так как велика вероятность того, что предыдущие кадры вы снимали на высокой чувствительности. Во всяком случае, чувствительность тоже рекомендуется контролировать. Надо помнить, что в при заходе солнца, освещенность меняется очень быстро. Поэтому оценивать ситуацию и вводить экспопоправки необходимо оперативно. Иначе есть вы рискуете не успеть сделать на хороший кадр.
Похожие экспозадачи приходится решать не только при съемке на закате, но в любых других ситуациях, когда присутствует контровое освещение, требуется снизить контраст или возникает сильный разброс яркостей. В следующем номере мы продолжим обсуждение проблем, часто возникающих при использовании вспышки.
Павел ГОРЮШКИН/ http://foto.potrebitel.ru/data/4/93/131.shtml
к списку статей и тестов
|